Белорусский партнер Медведчука будет поставлять российский уголь в Украину — СМИ
Зарегистрированная в Эстонии компания NT Marine получила разрешение на поставку более 600 тысяч т коксующегося и энергетического угля из России в Украину (чуть меньше 50% всех поставок) в декабре 2019 года.
Это следует из данных об объеме квот, которые Минэкономразвития согласовывает с грузоотправителями, сообщает РБК.
При этом в списке квот на ноябрь указанная компания не фигурировала.
Подпишитесь на канал DELO.UA
По данным эстонского реестра, владельцем NT Marine является Алексей Чулец, который вместе с российским партнером владел Северным портом Палдиски в Эстонии.
NT Marine занимается перевозкой нефти и угля в Украину и входит в сферу интересов белорусского олигарха Николая Воробья, сообщили агентству три источника в крупных угольных компаниях России и угольный трейдер, специализирующийся на странах СНГ.
Также это подтвердил глава украинского Независимого союза горняков и депутат Верховной Рады от партии "Батькивщина" Михаил Волынец. Источник в одной из крупных российских угольных компаний сообщил, что контракт на поставку угля она заключила не с NT Marine, а с другой компанией Воробья, "Интерсервисом", которая является крупнейшим частным нефтетрейдером в Беларуси.
Читайте также: "Это будет очень громкая история" — Зеленский о финансировании партии Медведчука "кэшем"
"РЖД выполняет заявки на перевозку угля в основном только этой компании — NT Marine AS. Она связана с интересами Николая Воробья, белорусского олигарха", — заявил Волынец, по данным которого Воробей поддерживает отношения с украинским политиком Виктором Медведчуком.
По его словам, NT Marine будет поставлять в Украину около 500 тысяч т угля разных марок, включая антрацит, в месяц.
"Зарабатывать она будет так: цена тонны угля на станции потребителя плюс $10", — пояснил Волынец.
Как следует из списка квот на ноябрь и декабрь, Россия поставляет на предприятия Украины 1,2–1,3 млн т угля и кокса в месяц. При текущих ценах на уголь ($85–100 за т) выручка NT Marine в случае поставок российского угля в течение года может составить $50 млн, а доналоговая прибыль EBITDA — $5–8 млн при 10–15% рентабельности, подсчитал руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.
Волынец напомнил, что украинские компании не могут покупать российский уголь напрямую: с 1 июня 2019 года вывоз из России угля и нефтепродуктов на территорию Украины осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минэкономразвития (квот). Это ответные санкции на решение Украины ограничить импорт российских товаров.
Согласно списку квот на декабрь, NT Marine получила право на перевозку коксующегося угля Evraz, "Талтэка" (владеет угольной компанией "Северный Кузбасс"), "Кузбассразрезугля" и "Северстали" на Авдеевский коксохимический завод, входящий в "Метинвест" Рината Ахметова, а также антрацита с предприятий Ростовской области (конечный покупатель в документах не указан).
По данным украинской Государственной службы статистики, в 2018 году Украина импортировала из России 15 млн т угля на $1,8 млрд. Россия, крупнейший поставщик угля в Украину, в 2018 году обеспечила 70% его импорта.
Читайте также: Активисты объявили бойкот товарам, которые рекламируются на телеканалах Медведчука
По информации угольного трейдера, специализирующегося на странах СНГ, украинские предприятия пока не покупают уголь у NT Marine, так как ждут результатов первых очных переговоров президентов России и Украины Владимира Путина и Владимира Зеленского, которые состоялись в Париже 9 декабря, в рамках саммита "нормандской четверки". Они надеются на нормализацию отношений, что позволит закупать российский уголь без посредников, поясняет собеседник агентства.
Известно, что Николаю Воробью в Беларуси принадлежит крупнейший частный нефтетрейдер "Интерсервис".
По данным местных СМИ, его партнер по бизнесу — украинский политик Виктор Медведчук, который является кумом президента РФ Владимира Путина и выступает за восстановление экономических отношений между Россией и Украиной. "Интерсервис" в 2016 году поставлял в Украину из Беларуси дизель российского производства.
Также сообщается, что входящий в "Интерсервис" Нефтебитумный завод в начале 2019 года приобрел контрольный пакет в украинском нефтепродуктопроводе "Прикарпатзападтранс", который ранее принадлежал "Транснефти".
Читайте также: Еще несколько рекламодателей прекратили сотрудничество с телеканалами Медведчука
"Мы намерены предоставлять услуги по транспортировке нефтепродуктов из экспортного ресурса белорусских НПЗ, и в первую очередь Мозырского НПЗ, который имеет непосредственный выход в трубопроводную систему с возможностью дальнейшей транспортировки в системе "Прикарпатзападтранс", а это поставки в Украину и возможность транзита в другие страны Европы", — говорил Воробей в интервью белорусскому изданию Tut.by.
Кроме того, Нефтебитумный завод в прошлом году участвовал в приватизации одной из крупнейших в Украине энергогенерирующих компаний "Центрэнерго", в которую входит три ТЭС, но конкурс в итоге признали несостоявшимся. Воробью также принадлежат логистический оператор "Бремино групп", Абсолют Банк, недвижимость и охотничье хозяйство в Беларуси. Он занимает 17 место в списке самых успешных и влиятельных бизнесменов Белоруссии за 2018 год.
Как известно, ранее в Украину уже поставляли уголь из Беларуси, которая его не добывает.
Как сообщалось, нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападтранс" в ближайшее время возобновит прокачку дизельного топлива российского производства в Украину.