Быть или не быть: Бескомпромиссное право на самоопределение
Один из самых древних вопросов, который есть причиной многих проблем современного мира, это вопрос: "Что значит быть человеком?".
Единого неизменного ответа на этот вопрос не существует. Мы, люди, являемся тем, кем мы представляем себя. Сюда входит два момента: кем мы сами хотим быть и кем мы себя считаем. Наши самооценки, в свою очередь, являются реакцией на условия, с которыми мы сталкиваемся в нашей среде, и эти условия постоянно меняются со временем и местом. Единственный способ ответить на этот вопрос — изучить, как человек видит себя или других в социальных, культурных, экономических и политических условиях своего времени.
В абстрактном смысле нет такого понятия, как человек. Вопрос о том, что такое человек возникает только тогда, когда мы видим, как люди проявляются в жизненных ситуациях — их собственные социальные позиции, их образование и воспоминания, их погоня за своими идеалами.
Кажется, все согласны с тем, что мы живем сегодня в совершенно особенное время. Мы можем использовать для этого разные ярлыки — эпоха глобализации, интернета, позднего капитализма, краха идеологии холодной войны, — но все эти термины пытаются описать новую ситуацию в мире. Наиболее поразительной ее особенностью является то, что мы гораздо свободнее, чем когда-либо прежде, в нашем доступе к информации, знаниям и помощи технологий.
В то же время силы, которые имеют тенденцию ограничивать наши личные свободы — государства, религии, этнические идентичности, группы экономических интересов и другие — распадаются или реорганизуются. Некоторые умирают, а другие становятся необычайно сильными.
Такие изменения могут быть ошеломляющими. Из-за них трудно вспомнить, где находится наш дом, распознать язык и обычаи, которые мы когда-то считали само собой разумеющимися, и выяснить, где мы сейчас находимся. Вопрос "Что такое человек?" Или "Что значит быть человеком?" приобретает совершенно новое лицо. Ответы сегодня должны будут отличаться от ответов прошлого.
Ресурсы для поиска ответов на этот вопрос также неизбежно зависят от нашего личного опыта. Для меня, например, очевидно, что мое прохождение через различные социальные, политические, культурные и экономические корни — как художника в Китае, как политического заключенного, а теперь как экспатрианта — заставило меня несколько раз изменять и корректировать мое понимание того, что такое человек.
Избегать поиска ответов на этот вопрос — ужасная ошибка. Мы должны задавать его, причем, неоднократно. Дебаты и мнения, которые привели к человеческой мудрости в прошлом, были ответами, практически на один и тот же вопрос, задаваемый в политическом и социальном контексте того времени, и он актуален на каждом социальном уровне: человек, сообщество, семья и нация. Многие политические и культурные разногласия, которые мы наблюдаем в современном мире, возникают из-за нежелания прямо решать этот ключевой вопрос и прийти к четким определениям в отношении него.
Человечество — это каждый из нас. Независимо от того, насколько пугающими могут стать политические и культурные вызовы, порождаемые историей, нашим последним безусловным и неприкасаемым имуществом, которое останется с нами, даже если мы окажемся в бесплодной пустыне, будет уважение к человеческому достоинству.
Все зависит от того, как мы определяем себя и как мы относимся к тем, кто находится с нами рядом. В мире существует масса различных этнических групп, религий и культур. Мы обречены, если потеряем независимое мышление, способность свободно оценивать и определять себя.
На мой взгляд, самоопределение должно быть последним и самым надежным принципом каждого человека. Это железная основа морали, эстетики и практической философии. Если это исчезнет даже на мгновение, то на вопрос: "Что значит быть человеком?" можно будет ответить только: "Ничего".
Автор: Ай Вейвэй, китайский художник и бывший политзаключенный
Читайте также: Эмпаты в конфликте: Как защититься от чужих эмоций
Чтобы быть в курсе самого интересного на ZZА! — подписывайтесь на наш Telegram!