Как предпринимателю быстро перевести бухгалтерию на обязательные стандарты МСФО
Два года назад был подписан документ, который с ног на голову перевернул жизнь многих компаний. Речь идет о внесении изменений в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" относительно усовершенствования некоторых положений" от 05.10.2017 году. С учетом изменений международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности теперь обязательно должны применять предприятия, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, все крупные предприятия, а также предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых.
Компаниям дали время на подготовку и переход — практически целый год. Крайний срок, он же дедлайн, — конец текущего года. Ведь полный переход на международную отчетность должен состояться с 1 января 2019 года.
Таким образом, 2018 год — это своеобразный переходный период, когда предприятиям целесообразно основательно подготовиться к применению МСФО: оценить налоговые последствия перехода, разработать учетную политику, проанализировать соответствие IT-систем требованиям подготовки отчётности по МСФО, а также оценить готовность бизнеса к изменению самой философии подготовки отчетности в соответствии с требованиями МСФО, основной особенностью которой является сделать финансовую отчетность предприятия полезной для заинтересованных лиц.
Многие компании не теряли времени и активно занимались подготовкой к переходу. Однако есть и такие, кто оставил вопрос на потом, как обычно бывает в украинском бизнесе. Для таких предприятий у меня есть несколько рекомендаций относительно того, как менее болезненно осуществить переход, ведь осталось всего 2 месяца.
Для начала нужно смириться с мыслью, что за 2 месяца вы вряд ли успеете полностью осуществить переход. Этот процесс достаточно сложен и требует значительных ресурсных и временных затрат. Поэтому запаситесь терпением и необходимыми специалистами.
Далее. Для старта работы по МСФО необходимо создать соответствующую службу внутреннего аудита, определить ее функции. Это критично в работе предприятия, поскольку данная служба обеспечивает независимый контроль над корректностью ведения учета и формирования отчетности, внедрение контрольных процедур на всей бизнес-цепочке создания продукта. Руководство должно изначально понимать, что все специалисты в данном подразделении обязаны непрерывно обновлять базу знаний, поскольку стандарты достаточно динамичны.
Если в вашей компании нет подходящих специалистов или есть, но такие, кто обладает недостаточным уровнем знаний, или же у кого отсутствует опыт, а времени на поиск, как помните, совсем нет, рекомендую обращаться за "скорой помощью" — ко внешним консультантам-аудиторам. Кто как не они многократно сталкиваются с проблематикой данного вопроса на практике, отслеживают все изменения в правилах отчетности. С их помощью этот этап можно пройти гораздо быстрее.
Следующим этапом нужно разработать учетную политику в соответствии с МСФО. Здесь опять же — либо опираясь на собственных штатных специалистов, либо прибегнуть к внешней помощи консультантов.
Далее — больше, традиционно по схеме. Идентифицировать разницу между текущей практикой учета и учетными политиками по МСФО, разобраться в причине этой разницы, проанализировать налоговый эффект разницы между текущей практикой учета и политиками по МСФО, оценить готовность бизнес-процессов для подготовки отчетности в соответствии с требованиями МСФО и т. д.
И наконец, важно адаптировать ІТ-систему для подготовки отчета в соответствии с МСФО.