Как загрузить заказами судостроительные заводы Украины

06.03.2019 9:14

Украинское судостроение имеет славное прошлое. На отечественных верфях ранее ежегодно производили десятки торговых судов и военных кораблей, вплоть до авианосцев. Однако за последние 15-20 лет судостроительные заводы растеряли былую мощь, хоть и сохранили производственный потенциал.

Какая же сегодня роль судостроения в мире и за счет чего можно оперативно загрузить производственные мощности украинских предприятий?

В 2017 году в мире было построено судов 100 млн тонн валовой регистровой вместимости (grossregistered tonnage, GRT). Это миллиарды долларов США. Однако ¾ мирового рынка судостроения занимает три государства: Китай (36%), Южная Корея (21%) и Япония (21%). Еще 15% производства приходится на европейские верфи, а 5% — на другие страны Азии. Украина входит в 2% производителей, и ее роль на глобальном рынке сейчас практически незаметна.

В последние годы усилились переговоры об объединении судостроителей Китая и Южной Кореи. Это необходимо для привлечения большего пула заказов и улучшения конкурентоспособности производителей. Ведь развитие судостроения, в частности проведение научно-исследовательских работ в отрасли, — достаточно ресурсоемкий процесс, требующий внушительных долгосрочных инвестиций. От масштаба компании зависит скорость ее развития.

Почему судостроение привлекает таких серьезных участников рынка?

Согласно расчетам ЦТС-Консалтинг на примере украинской экономики, для строительства 1 тыс. тонн дедвейта (DWT, вес, который будет перевозить судно) потребуется $1,5 млн инвестиций. Это позволит создать 6 новых рабочих мест, обеспечить $2,3 млн потребления в смежных отраслях, выплатить около $820 тыс. заработной платы и произвести $787 тыс. отчислений в бюджеты.

Украине для перевозки грузов по морям и рекам нужны миллионы тонн дедвейта. Например, грузоподъемность одной баржи, с помощью которых перевозят зерно по Днепру составляет до 5000 тонн.

Однако у судостроения Украины сегодня практически нет заказов. Мы недавно были на заводе, который раньше выпускал авианосцы. Там до сих пор есть оборудование, с которым можно делать крупноузловую компоновку больших судов, например, авианосцев. Но сегодня предприятие вынуждено заниматься перевалкой грузов, чтобы выжить.

Наши судостроители поставлены в совершенно неравные условия с другими странами. Отрасли требуется поддержка со стороны государства. Какая именно? Можем посмотреть на примере стран-мировых лидеров в этом секторе экономики.

Поддержать нельзя забыть

Мы изучили условия работы судостроительных предприятий в 9 странах мира, которые являются лидерами в этом сегменте машиностроения: Германия, Италия, Голландия, Финляндия, США, Южная Корея, Япония, Китай и Россия.

Есть, как минимум, 8 типовых видов поддержки, которые может оказывать государство: от дотаций на строительство судов и субсидирования (во всех перечисленных странах) до национализации предприятий (в Италии и Японии).

Что еще может предложить государство для повышения конкурентоспособности предприятий такого профиля?

  • кредитную помощь производителю для уменьшения стоимости судна;
  • кредитную помощь покупателю или арендатору;
  • налоговые льготы в виде списания части налогов, использование безналоговых резервных фондов и отсрочек налоговых платежей;
  • финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и др.

В Украинском законодательном поле из всего перечня существуют только налоговые и таможенные льготы. Но они имеют скорее декларативный характер и ими практически невозможно воспользоваться.

Что мы имеем в результате? Удорожание стоимости производства и неконкурентноспособную продукцию на мировом рынке. Есть примеры, когда украинские компании проигрывали тендеры европейским судостроителям исключительно по цене. При том, что заработные платы у наших конкурентов в разы выше украинских. Льготные кредиты и государственная поддержка с лихвой перекрывают эту разницу.

Для иностранных заказчиков есть еще один существенный фактор, который ограничивает интерес к размещению заказов на суда в Украине. Сейчас на территории нашей страны идут боевые действия. И клиенты просто боятся размещать заказы. Поэтому нужны государственные гарантии возврата инвестиций в случае форс-мажорных обстоятельств.

Внутренний ресурс

Но не стоит смотреть исключительно на внешние рынки. Один из наиболее перспективных рынков сбыта продукции украинского судостроения — Украина. А точнее развитие внутренних водных перевозок, в первую очередь по Днепру. Сейчас по этой реке перевозится около 4,5 млн тонн полезных грузов в год. По нашим оценкам потенциал 11 областей, имеющих удобный выход к Днепру — 16-18 млн тонн грузов в год. В первую очередь, речь о зерновых грузах, с перевозкой которых по железной дороге каждый год возникают сложности.

Для реализации такого сценария есть условия и спрос от грузовладельцев. Но в Украине нет флота в достаточном количестве. Чтобы перевезти эти грузы, по нашим оценкам, необходимо построить 250-300 судов. Это и барже-буксирные сцепки для работы исключительно на ВВП, и суда типа река-море, которые способны совершать морские рейсы. С учетом того, что каждый украинский судостроительный завод (их реально до 10) может строить от 5 до 10 судов в год, им будет обеспечена загрузка на 3-6 лет.

Но заказчики, которые готовы строить суда, говорят, что в Украине это слишком дорого, в частности, из-за дорогого кредитования. Как результат, не удается добиться разумной окупаемости проектов.

Источник

Читайте также