Как железная дорога и порты будут работать в режиме военного положения
Верховная Рада 26 ноября поддержала введение военного положения на части территории Украины, которая граничит с Россией и Приднестровьем. В Мининфраструктуры на следующий день прошло совещание по поводу введения военного положения, и, по данным источников dragon-chelny.ru, глав отраслей МИУ проинструктировали не комментировать ряд вопросов.
dragon-chelny.ru ранее уже разобралось, что военное положение значит для украинцев. Теперь разберем, как будут работать "Укрзализныця" и порты Украины, и какие последствия могут наступить для пассажира или грузоотправителя в данной ситуации.
Железная дорога
В "Укрзализныце", как и в Мининфраструктуры, поспешили успокоить пассажиров и бизнес — отмены пассажирских или грузовых поездов быть не должно. Как сообщил и.о. председателя правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов, поезда курсируют согласно установленному графику.
"В пределах той компетенции, которую я могу прокомментировать, скажу: на сегодня "Укрзализныця" функционирует стабильно… Никаких отмен пассажирских или грузовых поездов быть не должно, все курсирует по графику в соответствии с обычным режимом", — заявил Кравцов, добавив, что есть усиленный режим в направлении военных перевозок.
Если говорить об изменениях, которые привнесло в работу ж/д монополиста военное положение, то в УЗ сообщили, что ведомство собственными усилиями и "за счет специальных формирований" усилило охрану критических объектов инфраструктуры, пассажирских вокзалов, особенно в областях, где введено военное положение, а также контейнеров с опасным грузом.
Будут ли опоздания поездов?
Согласно заявлению министра инфраструктуры Владимира Омеляна, министерство ввело особый режим работы железнодорожного транспорта. Он предусматривает обеспечение пропускной способности ж/д сети и соответствующего подвижного состава для нужд обороны в основных направлениях, определенных Генеральным штабом Вооруженных сил Украины.
"Также приоритетность при назначении поездов будет определяться необходимостью осуществления перевозок в условиях военного периода, по решениям военного командования", — сообщил Омелян.
Это значит, что для УЗ приоритетом в перевозках стало военное направление. Это, в свою очередь, может привести к задержке или отмене поездов. Однако в "Укрзализныце", хоть и не исключают такой вариант, уточняют, что это маловероятно.
"Мы не видим причин для задержки поездов. Мы работаем в условиях мобилизации, в условиях выполнения (военных — ред.) заданий активно последние 4 года. За эти 4 года мы смогли построить работу таким образом, что военные задания государства не влияют на перевозки", — отметил Кравцов.
Будет ли отменен ж/д транзит из РФ?
Ответ — не будет. Министр инфраструктуры Украины сообщил, что Украина не будет ограничивать транзитные перевозки из РФ.
"Транзит мы не имеем права отменять, потому как это нарушение наших международных обязательств", — сообщил Омелян.
Будут ли отменены поезда в Россию?
Скорее всего, нет. Несмотря на старые заявления министра инфраструктуры закрыть пассажирское ж/д сообщение с Россией, это сделать не так просто, да и не совсем нужно.
Напомним, что Россия с 2014 года отменила поезда в Украину, кроме одного — Москва-Кишинев, через Украину он идет транзитом.
В "Укрзализныце" не раз говорили, что если будет соответствующее решение о запрете перевозок в РФ, компания его выполнит. "Это вопрос политический, и УЗ не влияет на принятие такого решения. Мы как субъект хозяйствования действуем в рамках закона", — отмечал в интервью dragon-chelny.ru начальник департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан.
Однако есть и сложность в этом вопросе: по территории Украины курсируют поезда не только формирования украинской железной дороги. Например, через страну едет поезд Санкт-Петербург—Кишинев, а это поезд формирования Молдавских железных дорог.
"Закрыв сообщение с РФ, мы нарушим международные договоренности. Такая же история с поездом Киев—Баку, этот поезд идет через большую часть России", — уточнял Красноштан.
Кроме того, для УЗ поезда в Россию крайне выгодны. По данным Госстата, в Россию в прошлом году ездили более 4,37 млн украинцев.
Порты в военном положении
С украинскими портами дела обстоят иначе. Сразу стоит сказать, что, по данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), на сегодняшний день порты работают в штатном режиме.
Чтобы разобраться в вопросе работы морских "ворот", стоит вернуться в 2014 год. Тогда россияне основательно взялись за строительство Керченского моста. Многие эксперты уже тогда опасались, что Россия после окончания строительства моста может перекрыть доступ судам в порты Азовского моря — Мариупольский и Бердянский.
Для того чтобы судно попало в украинский порт Азовского моря, оно должно пройти через Керченский пролив. Инцидент, который произошел в воскресенье, дал возможность РФ закрыть движение судов.
По состоянию на вторник, 27 ноября, 14 судов ожидали разрешения пройти через Керченский пролив в украинские порты Азовского моря. Сколько они еще будут ждать — не ясно.
Справедливости ради, стоит сказать, что подобная ситуация с закрытием Керченского пролива была в августе этого года. Тогда его закрывали на 3 дня в связи с установкой арок моста.
Потеряет ли Украина грузопоток?
Первое — пока не ясно, откроет ли РФ проход по Керченскому проливу.
Второе — для грузовладельцев задержка судов увеличивает фрахтовую ставку (цена морской перевозки). Она включает два основных компонента: издержки при оказании транспортных услуг и среднюю прибыль. Соответственно, из-за проблем с проходом издержки растут.
"Да, мы видим, что фрахт увеличился, бизнес это знает. Это происходит потому, что есть задержка судов. А при задержке — фрахт увеличивается на несколько долларов на тонне", — объяснил и.о. председателя АМПУ Райвис Вецкаганс.
Кроме того, текущие риски приводят к увеличению стоимости страхования грузов. "Есть риски, что страховые компании будут повышать стоимость риска, и это отразится на фрахте", — сообщил начальник департамента реформирования и функционирования морского и речного транспорта МИУ Александр Басюк.
Что делает АМПУ?
Вецкаганс сообщил, что АМПУ повысило уровень охраны в своих портах согласно кодексу ОСПС (Международный кодекс по охране судов и портовых средств).
"Это все, что мы можем сделать на сегодня. Этот вопрос на сегодня переходит в юридическую плоскость. Мы со своей стороны исполняем распоряжения по поводу уровня безопасности и реализовываем инвестиционные проекты", — отметил руководитель АМПУ.
Под инвестиционными проектами Вецкаганс подразумевает дноуглубление в портах до паспортных глубин до конца 2019 года и строительство причалов зернового комплекса в Мариуполе для поддержки региона.
Послесловие
Пока в ситуации с военным положением в Украине очень много переменных и неизвестных. Эксперты не берутся комментировать этот вопрос, потому как в этом вопросе "могут быть секретные нюансы". Но в любом случае стоит сохранять спокойствие и Don't Panic.