Казино не всегда в выигрыше
Сейчас это воспринимается как анекдот из одной фразы. В столице, например, казино везде. Казино больше, чем кафе, больше, чем аптек. Да, эти помещения с заклеенными окнами сейчас рассказывают, что они — лото и сервисы моментальных лотерей, но от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Это казино.
Облепив жилые дома со всех сторон и став в разы они наглядно символизируют эффективность государственных запретов на что-то, на что в обществе есть спрос. По примерным оценкам, общий годовой оборот отрасли составляет 60 миллиардов гривень, прибыль — 12 миллиардов.
И это — одна большая проблема.
Проблема социальная — кто-то проигрывает последнее, кто-то спускает краденое в ближайшем ломбарде, чтобы шмыгнуть в помещение с заклеенными окнами. Проблема эстетическая — городской дизайн от такого "синяка" на каждом первом этаже точно не выигрывает. Проблема коррупционная — с поборов от владельцев нелегальных казино кормятся не самые честные кадры в МВД.
В общем, как и с любым запретом бизнеса, на который существует объективный спрос, вышло что-то не то, что планировалось изначально. Отрасль не исчезла — просто ушла в тень и обрела невыносимо уродливые формы.
И теперь надо как-то откатить ситуацию обратно. В рамки приличия. Сделать это призвана легализация — если провести ее грамотно. Так, чтобы из подвальных салонов казино переползали в приличные помещения, а их налоги пополняли бюджет.
Вопреки распространенному мнению, в легализации заинтересованы и большинство владельцев нынешних сетей. Во всяком случае, пока мы говорим о так называемой "земле" — казино на местах. Есть еще "сеть" — чисто электронные сервисы (праааааблемы с джойказино, да), но это отдельная песня, требующая отдельного материала. Хозяевам "земли" польза от легализации очевидна: сейчас у них основной метод конкуренции — подстава оппонента под налоговую или МВД. И рынок уже дошел до того, чтобы устать от войны всех против всех и согласиться на единые правила — в том числе, платить налоги, благо, рентабельность позволяет. Была бы процедура.
А кто не заинтересован? Не заинтересованы в первую очередь те, кто кормится с контроля. В нашем случае — МВД.
Однако "если процесс нельзя остановить, его надо возглавить" — и сейчас теплое сотрудничество министра юстиции Маркаровой с министром внутренних дел Аваковым может породить схему формальной "легализации", которая не только не затронет "серые" и "черные" интересы контрольных органов, но и усилит их.
В последние два месяца как грибы после дождя появляются законопроекты, поддерживаемые разными игроками на рынке, а также крупными бонзами, желающими войти в их список. Впрочем, учитываю общую тему законопроектов и участие в разработке почти каждого из них одних и тех же людей (например, депутата Давида Арахамии), есть повод предполагать, что их рано или поздно объединят в один.
Но, как вы уже догадались, Кабмин предложил свою версию — разработанную Минюстом и Маркаровой. Имеет смысл о ней рассказать просто потому, что ее принятие может саботировать всю идею, оставив нас ровно с тем, что имеем.
Законопроект "Про державне регулювання діяльності щодо організації та проведення азартних ігор" был поддержан Кабмином еще 30 сентября. А 2 октября его текст опубликовали "Наші гроші", за что им отдельное спасибо.
Главный прикол этого законопроекта — в том, что он не о легализации казино.
Идея большинства законопроектов — в том, чтобы через переходные положения "причесать" и вывести из тени уже существующий рынок, сподвигнув владельцев существующих сетей казино к легализации, уплате налогов и учету интересов граждан.
Суть этого — в том, чтобы вывести из тени малую часть, оставив большую в тени. Загнать крупных игроков, желающих легализоваться, в строгие рамки и квоты, оставив огромную — значительно большую — теневую нишу, в которой резко возрастут возможности "стрижки".
При беглом просмотре законопроект выглядит почти красиво. Так, он предлагает переместить казино в пятизвездочные отели, а большинство залов игровых автоматов — в трех- и четырехзвездочные. Сразу визуализируется такой себе приличный Лас Вегас. Попутно предлагается 40-тысячная квота на игровые автоматы в национальном масштабе — вроде как и много, но несравненно меньше, чем может вместить (и вмещает) рынок.
Дальше идут детали с высоким содержанием дьявола.
Во-первых, предлагается создать единого госмонополиста, под которого заведут все официальные лотереи, да еще и с обязательством открыть дополнительно не менее 1000 пунктов реализации (в том числе в жилом фонде — то есть на первых этажах домов). Фактическое разведение лотерей и игровых автоматов при этом не проведено: как прятались игровые автоматы под видом лотерей, так и будут. Таким образом, фактически, создается еще один макроигрок под крышей государства, но работающий по тем же принципам, что и нынешние теневые.
А во-вторых и в главных — интересно то, как это все будет контролироваться.
Смотрите сами: государство вводит квоты на автоматы (общенациональные и по населенным пунктам), создает собственного мегаигрока на рынке автоматов, маскирующихся под лотереи, и — согласно законопроекту — создает единую электронную базу всех легальных автоматов.
Это было бы ок в стране, в которой отрасль создают с нуля и хотят задать рамки для ее функционирования. А у нас страна, где отрасль уже разрослась до гротескных масштабов. И где речь идет не о том, как создать рамки для нового, а о том, как упорядочить существующее. Которое уже значительно превосходит эти рамки.
А вот тут проблема.
Законопроект — ох уж эта отечественное "в любой непонятной ситуации создавай специализированную контрольную структуру" — создает новый уполномоченный орган. В этот орган можно будет жаловаться (пиши заявление от руки!), а сам орган сможет назначать выездные проверки. И если проверка покажет, что автомат не подключен к общей системе (например, не входит в квоты, вот и не подключен) — вот тогда он сможет принимать меры.
Более того. Для того, чтобы принимать серьезные меры, опять-таки, ему нужна полиция. Мы это уже проходили на примере Укртрансбезпеки, уполномоченной проверять, но не задерживать.
Это просто перераспределяет кормушки. За бортом небольшого "белого" рынка выделяется огромный черный, который контрольным органам обхаживать будет даже проще, чем сейчас. Игровое гетто.
Отдельный орган с выездными проверками всегда может договориться с игроками рынка о приоритетности этих проверок. Ведь он же не полиция, у него людей немного, верно? Надо как-то решать, куда выезжать. На какие жалобы реагировать, а на какие нет. Ну а полиция сохраняет возможность невозбранно трусить как тех, до кого отдельный орган не доехал, так и тех, до кого он доехал и, по итогам проверки, позвал ее на помощь.
Своим дембельским аккордом министр финансов Маркарова по сути, предложила не столько новые рамки для легализации крупной теневой отрасли, сколько новые русла, по которым пойдут деньги от теневых оборотов: часть в МВД, часть в новый специализированный орган, "договориться" с которым будет даже проще, чем сейчас.
Будет ли принят именно этот законопроект? Не факт. Но его поддерживает и двигает Кабмин, тогда как за альтернативными стоят частные игроки. Так что да. Возможно, нам предстоит увидеть еще один контрольный орган. А если и это вдруг не поможет, с нетерпением ожидаю продолжения — создания Специализированного игрального суда.
Вот только если вы надеялись, что "-лот" в вашем доме закроется — увы, но пока вероятнее, что откроется еще несколько.