Людям тут не место: о комиксе "Люди Икс: Темный Феникс"
Прощальное письмо студии "Двадцатый век Фокс"
Изначально комикс Саймона Кинберга "Люди Икс: Темный Феникс" (Dark Phoenix) планировали снять таким образом, чтобы он открыл путь для череды фильмов-продолжений. То есть поступить с ним точно так же, как студия "Двадцатый век Фокс" уже не раз делала с лентами о мутантах со сверхъестественными способностями, начиная с 2000 года, когда и был запущен киносериал по мотивам популярных комиксов Marvel.
Но потом "Двадцатый век Фокс" купила компания Уолта Диснея, нарушившая эти планы. Она приняла решение вернуть "людей Икс" в "семью" — и снимать фильмы про них на специализированной "диснеевской" студии Marvel, ответственной за главные коммерческие успехи экранизаций комиксов ("Мстители: Завершение" братьев Руссо, которые еще идут в прокате, в мире уже собрали 2,7 млрд долларов, а в Украине — невероятные 151 млн гривен).
В итоге, "Темный Феникс" превратился в своеобразную ленту-прощание, позволяющую в последний раз презентовать фанатам известных по предыдущим сериям героев не только зрелищно, но и эмоционально, с сильным мелодраматическим акцентом. О том, что это действительно конец, свидетельствует и отсутствие сцены после титров, что по меркам современных фильмов-комиксов сравнимо со святотатством.
Самое важное в Telegram
Травма, терапия и разрушительная энергия
В центр итоговой ленты многолетний сценарист и продюсер цикла "Люди Икс" Саймон Кинберг, дебютирующий c "Темным Фениксом" в режиссуре, помещает Джин Грей (Софи Тернер) — рыжеволосую девушку с неконтролируемыми выдающимися способностями двигать предметы, читать мысли и творить прочие безобразия. В детстве из-за этих "талантов" случилась трагедия, после которой могучий мутант Чарльз Ксавьер (Джеймс Макэвой) забрал ее к себе на воспитание — в школу для одаренных детей ("людей Икс").
Прошло много лет и подросшая Джин вместе с другими "людьми Икс" (ни одного из которых, к слову, специально зрителям не представляют, предполагая, что они более-менее разбираются в их удивительных способностях и сложных взаимоотношениях) рискует жизнью, спасая людей из передряг. Достается помощь даже космонавтам, которых оберегают от красиво бушующего в космосе непонятного разноцветного энергетического пятна.
Его энергию Джин поглощает, как ни в чем ни бывало, что многократно увеличивает ее силы и, одновременно, — расшатывает и без того хрупкую психику. Забытые детские травмы выходят наружу, а с ними — обвинения, слезы, истерики и агрессия по отношению к близким и миру вообще. Попытки Чарльза Ксавьера "достучаться" до воспитанницы, вернув ей душевное равновесие, других мутантов — расправиться с ней, а Джин — разобраться в себе и становятся предметом ленты.
"Мужчины Икс" против "женщин Икс" против пришельцев
Это превращает картину в одну большую мелодраматичную склоку, пусть и очень особенной семьи, которая вместо хлопанья дверью и битья посуды разносит жилые кварталы, ломает вертолеты и крушит поезда метро, продолжая "расчесывать" многолетние, казалось бы, давно похороненные обиды и успешно культивировать новые.
То, что взаимоотношения мутантов становятся намного более значимыми, чем конфликты мутантов и людей, смотрящих на них с оправданной опаской, в целом, идет на пользу зрелищности и динамичности ленты. И смещает ее "политические" акценты с традиционного для киносериала принятия "иного", в сторону других тем:
- сперва — равноправия полов, которое представлено топорно из-за "пластикового" сценария и игры Дженнифер Лоуренс, холодными устами Рэйвен чеканящей монолог, в котором "женщин Икс" противопоставляют "людям Икс";
- а потом — единения, которое происходит перед лицом общей угрозы — пришельцев, стремящихся сделать из Земли свой дом.
Кадр из фильма " Люди Икс: Темный Феникс"
Зрелище без смысла и будущего
Никакой толерантности к внеземным "иным", лидер которых принимает облик Джессики Честейн, напрочь лишенной эмоций, "люди Икс" не испытывают. Саймон Кинберг сполна пользуется этим обстоятельством, организовывая долгие зрелищные столкновения между новыми противниками, во время которых каждый из мутантов по очереди, будто на детском утреннике, вскарабкавшись на табуретку, демонстрирует себя в борьбе.
Размах этих показательных выступлений не раз способен захватить, выдавив у зрителей восторженное "ах", особенно, когда за дело берется гнущий металл Магнито в исполнении статуарного Майкла Фассбендера (его актерская сверхзадача проста — позволить собой любоваться). Но, как и раньше, когда авторы сталкивали "людей Икс" друг с другом, рождает стойкое ощущение развлекательной бессмыслицы.
Культивируя ее одновременно на уровнях бесцельного масштабного зрелища и нехитрого безыдейного сюжета, "Темный Феникс" достигает подлинной гармонии. И, по своему, облегчает задачу прощания с киносериалом "Люди Икс" от студии "Двадцатый век Фокс". После просмотра "Темного Феникса" его конец кажется вполне естественным. И даже, в некоторой степени, необходимым.