Мой дом - моя крепость: как украинцы раньше строили дома
Строительство дома раньше было ключевым моментом в жизни украинской семьи - это решало огромное количество вопросов в многодетных патриархальных семьях. Мужчина мог считаться настоящим хозяином не тогда когда он женился, а уже после того, как имел куда привести свою жену.
На родительский дом могли рассчитывать наименьшие дети. Они глядели старушек родителей вплоть до их смерти. Старшим детям обычно строили отдельные хаты (конечно, если родители были состоятельными). Также стоит отметить, что речь идет о сыновьях, потому что еще сто лет тому назад девушки переходили жить в семью мужчины. Для общества тех времен жизни мужчины в семье женщины считалось неприемлемым. Онлайн портал «Паблиш Украина» помогли разобраться в этом вопросе более подробно.
Разновидности украинских домов
Дома по своему виду отличались в разных регионах Украины. Например, на Полесье они были более архаичны. Здесь их строили из дерева - наличие лесов на этих территориях способствовало этому.
Тогда же как на Юге Украины, где преобладают степи, дома часто сводили из камня и глины. Стены делались толстыми, а окна большими.
В восточных областях - на Слобожанщине - хаты были деревянными, но изредка стены плелись из хвороста, а потом обрабатывались глиной, а кое-где состояли из камня, как на Юге.
В западных областях - в Карпатах - хаты отличались своими архитектурными формами: от крытых соломой крыш бойковських хат к гуцульських домов из досками-дранками, покрытыми резьбой. Также на Западе в хатах часто встречаются галерейки со столбиками вместо привычных порогов.
Место для строительства
Строительство дома имело немало премудростей, в которых невозможно было разобраться рядовому человеку. Поэтому раньше люди полагались не только на свои силы, но и искали строителей или людей, которые уже имели опыт в построенных домов.
Первое, что стоило сделать — это подобрать соответствующее место. Основное требование к такому месту - ритуальная чистота. Нужно было узнать или на месте, где планировалось строительство, никто не укоротил себе возраста, или никого здесь не убили? Также стоило убедиться, что поблизости нет захоронений.
Наши предки пытались избегать мест, где росло дерево. Объяснения этого запрета были разными: "чтобы не было в хате пня", "не будет здоровья", "люди будут умирать". Так же не возводились хаты там, где раньше проходил предел, около перекрестка дорог.
Время строительства
Относительно часовых ограничений, то раньше дом не закладывали в високосный год и в праздники. Нередко брались к вниманию астрономические особенности.
Иногда строительство начиналось через неделю. Также закладывали хату на третий день юнца или во время полного месяца. Эти особенности зависели от региона. У соседних сел могли быть разные традиции относительно этого. Если на небе не было звезд, то хату не закладывали.
Люди пытались не начинать это важное дело в среду и пятницу - так называемые постные дни в церковно-народной традиции. Практически везде считалось, что понедельник тоже тяжелый день. Начинать работу было лучше всего до полудня.
Строительные обряды
Ключевая фигура в закладывании фундамента - строитель, которого раньше называли мастером. Среди народных поверий бытовало представление, что он может заложить хату "на горе". Именно поэтому его пытались не гневить, а также пристально следить за тем, что он делает.
Обычно с так называемым "закладыванием" связанное понятие строительной жертвы. Считалось, что "закладывать" на кого-то нужно обязательно, иначе это плохо отразится на здоровье семьи или скота.
Обиженный строитель мог "заложить" хату на голову хозяина, тогда считалось, что такому человеку долго не прожить. Стоит отметить, что в некоторых регионах действительно "закладывалась" хата на живого человека, которая была не против этого. Например, на это могли согласиться самые старшие люди в семье. Чаще всего "закладывали" на кур, котов или собак. Считалось, что то, на что мастер "заложил" хату, не будет вестись в доме.
Раньше на закладки дома отдавался в качестве жертвы петух. Например, на Полесье его варили и угощали им строителей.
Среди славянских традиций были и кровавые жертвы, которые закладывались в фундамент, - преимущественно петух или курица, реже другие домашние животные. Чаще животную жертву заменяли жертвенными предметами. Мастер делал в углу ямки, куда складывались деньги, свяченые на Троицу или на Маковея зелья, хлеб, соль и зерно. Также фундаменты хаты часто посыпали свяченым маком или зерном, чтобы защитить жилье от нечистой силы.
Обустройство дверей и окон требовало выполнения определенных обрядов. Под порог клали свяченые травы, чистотел, мак-видюк и тому подобное, чтобы уберечь дом от нечистой силы. Так же под подоконник клались травы, которые должны были защитить от злых духов, болезней или вредителей. Например, освященные на Маковея васильки считались средством против появления мышей в доме.
Сволоки - балки, которые держат потолок, - должны были отвечать определенным критериям. Требовалось, чтобы древесина была ровной и не поврежденной "ни человеком, ни зверем". После того, как сволок был заключен на сруб хаты, мастер обязательно крестился.
“Закладчина" обязательно заканчивалась магарычом для строителей. Также на празднование приглашали родственников и трех случайных прохожих, чтобы те благословили жилье.
Новоселье
В уже построенную хату первым пытались пустить переночевать какого-то животного. Чаще всего это был кот. Реже петух. Иногда кот и петух вместе. Люди эту традицию объясняли так: кот, якобы, должен был напугать или выгнать нечистую силу, которая могла поселиться в хате. Петух - птица, которая тоже может напугать нечистую силу. Эта традиция существует в перекрученной современной версии. Городские жители после покупки квартиры пытаются первым в новое жилье впустить кота. Даже в ту квартиру, где уже жили люди.
Существовало поверье, что если животные, которые переночевали в хате, умерли, то злой рок ожидает также и на хозяев дома. Это считалось свидетельством того, что домовой не полюбил семью, для которой построили дом.
Духа домового пытались задобрить хлебом и солью на полотенце. С этим подарком в дом входил хозяин и с приговором клал их на подоконник. В некоторых селах первым в хату должен был зайти самый старший среди рода. Считалось, что первый, кто переночует в новой хате, после смерти станет "духом-защитником" дома. С этим поверьем также связывают и представление о домовых, как умерших предков. В некоторых селах домового не задабривали и не звали, потому что были убеждены, что он и сам придет.
Источник: https://publish.com.ua/budivnytstvo.html