Несмертельное оружие: о комедийном боевике "Плохие парни навсегда"
Вечное возвращение
Комедийный боевик с 90-миллионным бюджетом "Плохие парни навсегда", в центре которого находятся Майк и Маркус — два острых на язык и скорых на стрельбу (по особо опасным преступникам) афроамериканских детектива из солнечного Майями, сняли бельгийские режиссеры Адиль Эль Арби и Билал Фалла, дебютирующие в Голливуде.
Кроме них заметных дебютантов в картине, которая является уже третьей частью "Плохих парней" (первая вышла в 1995 году, а вторая — в 2003-м), нет. Главные партии вновь исполнили Уилл Смит и Мартин Лоуренс, а колоритную роль второго плана — их капитана, измотанного огнестрельными эксцессами подчиненных, — Джо Пантолиано (порядком постаревший, а поэтому сочетающий истерику с умиротворенным буддизмом).
Продюсером остался мастер масштабного развлекательного кино Джерри Брукхаймер (кроме "Плохих парней" в 2020 году он возвращает на экраны еще один притрушенный пылью хит — "Лучший стрелок" с Томом Крузом). И даже режиссер Майкл Бэй, снявший предыдущие ленты, подмигнул коллегам — в эпизодической роли свадебного тамады.
Подпишитесь на канал DELO.UA
Семейный праздник с дракой... навсегда
Собственно, новых "Плохих парней" во многом стоит рассматривать именно как эрзац свадьбы — праздничную встречу близких (и не очень) родственников, не обходящуюся без тяжелых сентиментальных воспоминаний, легких драк и радостных замирений, которые за ними следуют.
Семейные отношения определяют как криминально остросюжетные повороты, так и психологический маршрут ленты:
— вдова (Кейт Дель Кастильо) и взрослый сын (Джейкоб Скипио) покойного мексиканского наркобарона решают отомстить Майку за то, что четверть века тому он сотоварищи упрятал этого наркобарона за решетку и уничтожил его картель (тем самым, пожалуй, впервые ставя "козырного" Майка на грань жизни и смерти);
— Маркус, став дедом, решает уйти в отставку, предпочитая полицейской рутине и насилию сон перед телевизором и оставляя обиженного напарника с многолетним стажем один на один с угрозой — само собой, лишь на короткий миг, чтобы вернуться и помочь в уничтожении мексиканской преступности.
Возраст смеху не помеха
Тема напарников предпенсионного возраста, взаимодействие которых с профессионального и товарищеского переходит на родственный уровень, сближает "Плохих парней" с последними частями "Смертельного оружия" Ричарда Доннера.
И Уилл Смит и, особенно, Мартин Лоуренс позволяют себе демонстрировать на экране некоторую слабость и пускать прочувствованную слезу. Их возраст становится выгодным предметом шуток (одна из лучших вынесена в трейлер), которые, впрочем, временами, существуют совершенно самостоятельно — вне сюжета и выверенных характеров героев.
Порой возникает ощущение, что их жизненная основательность несколько осаживает юмор ленты, помещая его в более-менее благопристойные рамки, нехарактерные для "Плохих парней" (именно юмор во многом делает героев "плохими"), что опять-таки вызывает ассоциации со "Смертельным оружием".
Но мастер рискованной комедии Мартин Лоуренс, все же, находит возможность доказать, что возраст нецензурному смеху не помеха, игнорируя морально-этические "сучки" ради острых "задоринок".
Латиноамериканское "варево"
Не помехой оказывается возраст и участию героев в захватывающих сценах перестрелок и погонь, масштаб и размах которых (в Майями и Мехико, на земле, в воздухе, воде, огне и даже "медных трубах" ночного клуба), наряду с юмором, является главным козырем ленты.
В единое же целое остросюжетный аттракцион, юмористический концерт с шутками разной степени свежести и смотрины "старых друзей", вернувшихся на экраны спустя 17 лет, связывает мелодраматическая история в лучших традициях латиноамериканских мыльных опер, которая существует лишь для того, чтобы хотя бы отчасти соблюсти художественные приличия и прикрыть экранный хаос неким подобием сюжетного фигового листка.
Стоит признать, что эту особенность "Плохих парней навсегда", стремительно уводящую события за пределы здравого и разумного, авторы не просто признают, но и мужественно высмеивают, вкладывая сравнения происходящего с "мылом" в уста героев. И этим весьма располагают к себе, создавая бессмысленную, но пьянящую развлекательную "бормотуху", которая не претендует на то, чтобы называться коньяком.
Сергей Васильев для delo.ua