Отравленный десерт: о фильме "Полина и тайна киностудии"
Ночные сказки
Героиней ленты является юная сиротка Полина (Полина Печененко), чьи родители много лет тому погибли в пожаре на киностудии. Она живет у тетки (Сиверия Янушаускайте), которая томит девочку в заточении, угрожая в случае малейшего неповиновения отдать ее в приют.
Однажды Полина слышит голос из ниоткуда, который зовет ее в гараж, находит там семейную шкатулку с огрызком фото и поломанными часами и, следуя велению голоса, бежит из дому, отправляясь по ночному городу на киностудию, чтобы разгадать тайну семьи.
Делает она это очень вовремя, потому что тетка, узнав о мистических способностях Полины, решает ее отравить. А узнав о бегстве девочки, как и положено персонажу — ксерокопии злой мачехи из многажды экранизированных сказок, отправляет за ней погоню.
Все самое важное в Telegram
Словесные потоки
Киностудийные приключения Полины сопровождает избыточный закадровый комментарий, утопающий в словах. Причем автором этих устных "объяснительных" становится сама же возмужавшая героиня, которая рассказывает о случившемся дочери перед сном.
Этот прием лишает происходящее таинственности (все, что необходимо открыть, будет услужливо разжевано зрителям без каких либо усилий с их стороны) и нерва (всякую опасность сглаживает "повзрослевшая" гарантия счастливого исхода), но способствует достижению хотя бы относительной связности невнятной истории.
Слова, густо намазанные поверх экранных событий, играют намного более важную роль, чем слова, сказанные в кадре (также и потому, что фильм лишь дублирован на украинский язык, что дает о себе знать). Они презентуют персонажей, проясняют их мотивы и даже указывают на испытываемые ими эмоции.
Раскрытый рот таланта
Игра актеров "Полины..." бежит сразу в нескольких стилевых направлениях: чрезмерной карикатурной характерности (ее предпочитают использовать для контурного очертания негативных персонажей), ученической старательности (она характерна для молодых исполнителей), профессиональной комической (Эдуард Баэр, Сол Рубинек) и драматической (Виржини Ледуайен) сдержанности в выборе эмоциональных красок и даже усталого отказа от их использования вообще (неподвижный, обесцвеченный, эпизодический донельзя Жан Рено).
Полина же Печененко, именем которой назван фильм, скорее, существует в мире фотографии, чем кино. Она широко распахивает глаза привлекательного детского лица, которым любуется камера (оператор-постановщик ленты — знаменитый Тьерри Арбогаст), но вот передать эмоции, соответствующие экранному моменту, оказывается способна далеко не всегда.
В одной из сцен взрослая Полина "закадрово" даже пытается оправдать эту зажатость героини, заявляя, что была так ошеломлена, что просто слушала, раскрыв рот. Хотя ее раскрытый рот в тот миг ничем не отличается от раскрытого рта в десятке других эпизодов.
Кадр из фильма "Полина и тайна киностудии"
Киномиры Film.UA
Украинским производителем "Полины..." стал "Кинороб", входящий в группу кинокомпаний Film.UA (фильм создан совместно с Францией и Бельгией при поддержке Госкино Украины). И именно в пространстве киевской киностудии Film.UA снимали почти всю картину.
Полина проникает по ту сторону экрана, взаимодействуя с персонажами ленты о войне (единственная новелла, отчасти резонирующая с украинской современностью), школьного мюзикла (без песен), спортивной драмы и фантазии о викингах, снятой в тех же декорациях, что и "Сторожевая застава" Юрия Ковалева (само собой, именно "Сторожевую заставу" смотрят в "Полине..." по ТВ).
Заметную роль киностудия с ее павильонами, костюмерными, коллекционными авто, кинозалом, курсами для детей и т. п. играет и в своей "недекорированной" форме. Это превращает "Полину..." в своеобразный 90-минутный презентационный ролик производственных возможностей Film.UA, в котором собственно художественное содержание уходит на второй план.
Детский утренник для "своих"
В 2016 году, представляя рабочий материал "Полины..." на Одесском МКФ, один из ее продюсеров Денис Иванов говорил о том, что авторы хотят создать кино, интересное не только детям, но и родителям, которые смогут считывать цитаты, к примеру, из "Доктора Стрейнджлава" Стэнли Кубрика.
Результат, явленный спустя три года, увы, вместо ссылок на киностандарты предлагает, скорее, шутки для "своих". В "Полине..." мелькают режиссер Мирослав Слабошпицкий, певица Джамала, сын продюсера Дениса Иванова, несколько членов семейства Олиаса Барко. Его фамилию носит и героиня (ха!), чей отец по профессии оказывается режиссером (ха-ха!).
Кажется, немного подтрунивают авторы и над семейными связями самой Полины Печененко — внучки экс-главы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Юрия Артеменко. Включая на полную громкость украинскую песню, девочка говорит, что "музыка — лучшее оружие", строго придерживаясь эфирных языковых квот.
Клип к саундтреку "Полины"
Саундтрек ленты написал украинский музыкант Дмитрий Шуров (Pianoбой) и исполнил его вместе с группой Open Kids.
Далеко от оригинала?
Показ "Полины..." предваряет уведомление на английском языке, гласящее, что зрители смотрят версию ленты, созданную на основе оригинала, но не сам оригинал. В финале же вместо Олиаса Барко, который был инициатором и главной движущей творческой силой картины, режиссером указывают некого Оскара де ла Соузу — вымышленного персонажа.
За точность псевдонима, наличие которого намекает на разлад, случившийся во время затянувшегося производства фильма, я не ручаюсь. Слишком уж неожиданным было его появление. И слишком стремительно бежали титры, в которых больше внимания было уделено не членам творческой группы, но анонсам будущих премьер картин от Film.UA.
Правда, учитывая сомнительные художественные качества "Полины...", этот оригинальный маркетинговый ход — результат взаимодействия киногруппы с дистрибьютором "MMD UA" и сетью кинотеатров "Мультиплекс" — рискует оказаться контрпродуктивным.
Съемочная группа фильма "Полина и тайна киностудии"
Гипотеза "испорченного" кино
Фильм временами выглядит столь плоско, приблизительно, примитивно и попросту плохо, что возникает ощущение, что это не может быть случайной неудачей, но обязано оказаться итогом сознательных — пусть и парадоксальных в своем целеполагании — творческих усилий.
Подобную, хватающуюся за соломинку, гипотезу отчасти могут поддержать завихрения сюжета. Путешествуя внутри лент, Полина пытается исправить то, что в них пошло не так, восстановив художественную гармонию изначальных замыслов.
Но это деструктивное "не так" давлеет и над фильмом, героиней которого является она сама. И трансформирует потенциально волшебное семейное кино в концептуальное произведение современного искусства, заставляющее помышлять о бренности всего сущего...
Впрочем, эта попытка оправдания картины, представленной на суд зрителей, — не более, чем отвлеченные фантазии, которые так же далеки от реальности, как "Полина..." от того, чтобы называться достойным кино.
Сергей Васильев для delo.ua