Сказки бывалого капрала: о фильме "1917"

27.01.2020 19:14

Сказки бывалого капрала: о фильме "1917"

Октябрьский переворот ни при чем

На прошлой неделе один зритель украинского фильма "Экс" Сергея Лысенко не без иронии признался, что узнал, что фильм посвящен теме экспроприации и политической борьбы на Галичине, а не взаимоотношениям с "бывшим", лишь перед началом сеанса.

В русле подобных шуточных пояснений необходимо указать, что драма Сэма Мендеса "1917" не посвящена Октябрьскому перевороту, но рассказывает о событиях Первой мировой войны. В ее основу легли истории, которые режиссеру в детстве рассказывал дед, воевавший на Западном фронте. Его памяти Сэм Мендес и посвятил картину.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Доставить приказ, чтобы спасти жизни

Младшему капралу Тому Блейку (Дин-Чарльз Чэпмен) приказывают прибыть к генералу, захватив с собой кого-то еще. Он обращает взгляд на младшего капрала Тома Скофилда (Джордж Маккей), который безуспешно делает вид, что спит, и вместе они направляются выслушать уготованное им задание.

Генерал (Колин Ферт) сообщает: новые данные разведки указывают, что немцы, отступив, заманивают британские войска в ловушку. Атака, назначенная на утро, захлебнется и 1600 воинов будут убиты. Связи с батальоном нет. Приказ об отмене атаки необходимо доставить лично, пройдя сквозь территорию, которая еще вчера была оккупирована (и может все еще кишеть противниками сегодня).

Генерал избрал Тома Блейка для миссии посланца не случайно: тот отлично читает карты и ориентируется на местности, к тому же в батальоне служит его брат, что должно придать ему дополнительную мотивацию. Тома Скофилда никто особо не выбирал, но от задания он, само собой, не может отказаться.

Первая мировая война в "прямом эфире"

Если стартовое движение героев в направлении штаба было относительно неспешным (Сэм Мендес по ходу всего фильма чутко передает состояние измотанных войной солдат, которые стараются везде, где только можно, не спешить, не делать лишних движений), то путь в сторону передовой обретает совершенно иную интенсивность — погружая героев и зрителей в состояние бега наперегонки со временем. Именно оно определяет эмоциональный нерв ленты, который дополнительно — до предела — натягивают моменты вынужденного (именно потому, что вынужденного) бездействия, когда продвигаться вперед, к цели, невозможно.

Стремительность героев позволяет также окончательно убедиться в том художественном и, в равной мере, техническом приеме, который Сэм Мендес избрал, а выдающийся оператор-постановщик Роджер Дикинс мастерски воплотил, для рассказа истории.

"1917" следит за действиями посланцев в "прямом эфире", представляя их путь в его физически осязаемом измерении, без очевидных монтажных склеек, долгим, непрекращающимся планом, прервать который может разве что их временное беспамятство.

Премия кинокамере за лучшую роль

Камера, находящаяся в постоянном движении, то следуя за героями, то обгоняя их, то отходя на некоторое расстояние, чтобы преодолеть возникающие на ее пути преграды, выполняет тем самым сразу несколько несхожих функций: является "окном", в которое зрители смотрят, наблюдая события со стороны, предлагает взгляд героев на происходящее, а также (и это, наверное, главное) сама превращается в героя — еще одного, равноценного, участника опасной миссии, движущегося из пункта "А" в пункт "Б".

Кадр из фильма "1917"

От ее, камеры, собранности очень многое зависит. Кажется, самые важные события в ленте происходят, стоит ей на миг отвлечься, тем самым предопределив судьбу героев. Этим обстоятельством, по крайней мере, отчасти, можно объяснить и то, почему у "1917" десять номинаций на "Оскар", но ни одной — для исполнителей ролей (хотя "сжатая пружина" Джордж Маккей напоминает своей игрой "оскароносную" работу Леонардо Ди Каприо в "Легенде Хью Гласса" Алехандро Гонсалеса Иньярриту).

Читайте также: Слово из трех букв: о фильме "Экс"

Мир тех, кто не состарится никогда

Главной же преградой на пути возведения конкретных актеров "1917" на пьедестал является то, что фильм силен не отдельными образами (многие, сыгранные Эндрю Скоттом, Марком Стронгом, Бенедиктом Камбербэтчем и Ричардом Мэдденом, появляются на экране лишь на пару минут), но многосложным человеческим ансамблем, частью которого, увы, становятся и трупы, разлагающиеся тела, органично "вписанным" в изуродованное непрекращающимися боевыми действиями пространство.

Технология "одного кадра", которую использует Сэм Мендес, направлена в первую очередь на достижение этого симбиоза "живого" и "неживого", с головой погружающего зрителей в безусловную реальность Первой мировой войны и создающего средствами художественного кино эффект убедительного и одновременно ошеломляющего присутствия, схожий с тем, которого Питер Джексон добился в документальной ленте "Они не постареют", раскрашивая и озвучивая военную хронику тех лет.

Сергей Васильев для delo.ua

Источник

Читайте также