Смерть старых ораторов
Украинское общество, каким бы оно ни было, не стоит на месте. У нас все меньше людей, проживших сознательную жизнь в СССР, и все больше людей, выросших в независимой Украине. А это — люди с другими ценностями и взглядами, с другими кумирами, и представлениями о том, как должен вести себя политик-оратор.
Для меня, как для специалиста, приход Зеленского — это не только и не столько смена поколений в политике, но и смена ораторских моделей и моделей коммуникации с массами. Объясню почему:
➡ В середине 20 века пафосные, напыщенные, патетичные и резкие ораторы (либо наоборот по-советски монотонные демагоги со скучным лицом) закрепили этот образ политика в сознании людей. Этим людям сейчас от 45 до 80+ лет. За окном 2019 год и Поколение Y (родившееся с 1981 по 1996) перенимают бразды правления, потому что находятся на пике своей физической и социальной активности. Майдан 2014 года в большей степени был сделан (не организован) именно поколением Y, которое именно тогда начало входить в активную жизненную фазу.
Все самое важное в Telegram
➡ Смотря на своих клиентов политиков, я понимаю, что еще не ко всем пришло осознание факта, что старые модели коммуникации, старые каналы коммуникации, старые модели публичного выступления и написания политических речей благополучно отошли в прошлое.
➡ Цифровая эпоха, влияние ютуба и фейсбука, западной культуры сформировали другой образ и ожидание от политика у этого поколения. Если в сознании поколения 45+ осел стереотип лидера нации, сильного, решительного, однозначного, авторитетного, в сущности — образ отца, то поколение У, во-первых отсутствует уважение к "авторитетам" в принципе, во-вторых — доверяет "живому" политику, который улыбается и жестикулирует, который может выйти в футболке, а не в "пиНжаке с галстуком и лакированных туфлях", который говорит по сути и не обещает золотых гор.
Давайте разберем по порядку, почему уход Порошенко ознаменовал не только смену политического режима, но стал последним гвоздем в гроб старых политических образов.
Модель поведения политика
➡ Модель старая, уходящая — это стройно стоящий депутат; жесты однообразные, сдержанные, визуально-неинформативные, медленные и вальяжные, свойственные поведению средневекового феодала-помещика, лицо не излучает никаких эмоций или изображает их очень наигранно. Это высоко поднятый подбородок в покровительственной и даже царственной позе.
➡ Модель новая, приходящая — это активная жестикуляция, с широкими, открытыми и иногда даже резкими жестами; это живое лицо с широко-открывающимися глазами и работающими бровями. Это хождение перед аудиторией, а не старый режим "говорящего столба".
Лексика политического оратора
➡ Модель старая — это официальный, канцелярский стиль речи, с огромным количеством словесных штампов ("на сегодняшний день", "на данный момент", "я впевнений, що", "я абсолютно переконаний що", "на благо простих українців" и так далее). Это использование гиперонимов — слов и выражений общего смысла, без какой-либо конкретики: "мы повысим уровень жизни", "я обещаю улучшить благосостояние украинцев", "мы восстановим справедливость" и так далее. Это буквальная, фактологическая подача информации, как на планерке в ЦК КПСС. Это пафосные лозунги, апеллирующие к национальной гордости, справедливости и другим расплывчатым категориям.
➡ Модель новая — это неформальная подача, это слэнг и даже молодежная лексика; это гипонимы — то бишь, фразы и слова с конкретными частными понятиями — "мы хотим поднять среднюю зарплату на 20%", "я обещаю снизить налоговую нагрузку с ФОПов на треть", "мы проголосуем за новый закон по образованию цены на газ". Это образная, приправленная живыми метафорами и сравнениями речь. Это речь, где меседжи в равной степени, как логические, так и эмоциональные, в отличие от старых моделей, где эмоции преобладают.
Идеи, который политик несет людям
Поколение Y — это генерация с преобладанием личных интересов над общими. Это поколение эгоистов, у которых получение сиюминутных выгод и удовольствий — высший жизненный приоритет. Это поколение, влиять на которое необходимо преимущественно через призму личной выгоды, а не через солидарность, совесть и другие важные, но довольно далекие ценностные ориентиры.
Также важно понимать, что старая ораторская модель надежно "засела" в сознании вместе с ярлыком коррупционера и вора. И даже если новый, чистый кандидат будет идти с действительно благими намерениями, прибегнув к старой ораторской и имиджевой модели, у него высокий риск неудачи.
Конечно, на любой товар свой покупатель и типаж оратора — "красного директора" типа Юрия Бойка еще некоторое время "поживет". Но людей, которые им будут верить будет все меньше и меньше, вне зависимости от того, что будет написано в их программе.
Да, власть над умами бабушек — это все еще прямая путевка в Верховную Раду, но в ближайшие 5-10 лет произойдет окончательная смена генераций и тогда депутаты, которые не изменят модель поведения и выступления, продолжат играть роль "крепкого хозяйственника", который вешает беспредметную лапшу на уши новой генерации — неизбежно уйдут в историю. Меняйся или умри.
А напоследок откройте еще раз на несколько минут дебаты Порошенко с Зеленским, как самый яркий пример борьбы старого ораторского поколения с новым. И заметьте, я намеренно не говорю, что новое поколение оратора — лучше, это неправда, но в рамках меняющегося общества оно просто эффективнее. И Порошенко и Зеленский стали воплощением двух ораторских моделей — уходящей и восходящей.
Вот и само видео, освежите воспоминания.
P.S. Да, я намеренно сейчас не говорю о политических технологиях, которые при достаточно мудром подходе могут сделать депутатом и обезьяну, и рассматриваю условия, близкие к утопическим, где навыки и способности каждого играют хоть какую-то роль.