ТОП5 факапов при создании текстильного производства
В 2015 дизайнер Анастасия Музыка предложила украинским женщинам, которые любят мех альтернативу — шубы из акрила, которые и на вид, и на ощупь ничем не отличается от норковых. Спустя три года популярности, очередей клиентов, десятка новых коллекций Анастасия объявила, что останавливает работу и будет перезапускать бренд. В колонке dragon-chelny.ru дизайнер рассказала какие ошибки будет учитывать при создании новой компании.
Мои ошибки — "ошибки-иллюзии". Оставьте все иллюзии и не делайте моих ошибок.
Первое, если вы идете в ритейл — научитесь легко прощаться с деньгами. Сколько бы у вас их не было, их всегда будет мало. Производство коллекции очень часто не вписывается ни в один бизнес-план. Допустим, заложили 10 000 гривен. В процессе очень часто может оказаться, что денег не хватает. Ты не можешь просчитать сколько будет стоить твой факап, например, в логистике. Как ты это можешь посчитать?
Второе — страхуйте свой товар. В декабре 2017 года мы закупили дорогой итальянский мех на $2 тыс. Посчитали что товар, учитывая загрузку на праздники, будет идти дольше, но все оказалось намного хуже! Логистическая компания потеряла мех. Я, конечно, не застраховала, это бы была очень дорогая доставка. У нас были новогодние предзаказы новогодние, мы рассчитывали заработать, а продукта который продается перед Новым годом нет. В результате мех нашли 10 января. Вывод, когда у тебя такая дорогая пересылка, ее нужно по-честному застраховать.
Третье — не берите предоплату, если у вас нет сырья, из которого вы будете шить. За счет предоплаты я и купила дорогой материал, который потеряли. В итоге, тем, кто заказал и ждал дольше, чем я обещала, мне пришлось снизить стоимость, сделать скидку и 10 раз попросить прощение. Конечно, все что мы отшили с опозданием и после праздников мы распродали, но не по той же цене, по которой хотели.
Четвертое — невозможно просчитать факапы. Случиться может всякое. Я буду закладывать на факап 50% от стоимости изделия, пусть у меня не будет неприятностей, но со свободным денежным резервом спокойнее.
Пятое — не делать все в последний момент. Мы шили большой заказ на 20 шуб, сроки горели, опоздала фурнитура, у нас осталось два дня и вдруг в цеху выключают свет. Я ночь не сплю, ищу по всему городу, где могу дошить на свой страх и риск. Ты думаешь, что есть у тебя две недели, ты справишься? Нифига! Если берешь хороший заказ, нужно заложить дополнительное время.
Шестое — я больше никогда не работаю с клиентами, которые хотят "на вчера". Они уговаривают, предлагают больше денег. Чаще всего — 9 из 10 случаев я ухожу в минус, потому что я очень хочу угодить и происходит какая-то факап. Сейчас я учусь — если я что-то не успела, выдохнуть, отпустить и сказать: "Вот не успела", но не обещать того, что ты не сделаешь хорошо в жатые сроки, лучше не сделать, чем сделать плохо и не соответствовать требованиям, которые декларируешь.
Последнее — бизнес-план не работает. В Fashion и в ритейле первые два года нужно постоянно вкладывать и не рассчитывать на то, что по окончанию сезона вы из прибыли реинвестируете. Нет. Первые два года ты вкладываешь и смотришь, куда ты вкладываешь. Чаще всего это ошибки. Можно рассчитывать только спустя четыре года, что ты выйдет в чистую прибыль. У всех так будет.
Мое мнение, что нет предельной суммы вложений. Если человек хочет создать свой бренд, нужно объективно понимать, с какой суммой денег он готов попрощаться. И возвращаемся к первому пункту — уметь легко прощаться с деньгами. У каждого эта сумма своя. Я считаю, если у вас есть даже $1 000 и желание что-то сделать — надо взять и сделать! Понять как потратить эти деньги. Например, $100 вложить в контекстную рекламу, на $100 купить кусок ткани, за $150 пойти и договориться с ателье, чтобы тебе сделали одно хорошее лекало. Понять, что ты на эти деньги можешь сделать и сделать! Если у тебя есть $100 000 — класс, но пойми, что ты можешь сделать на $100 000. Вопрос не суммы "от и до", вопрос: "почему ты этим занимаешься?"