Украине не найти инвестора для концессионной дороги Киев-Белая Церковь

16.08.2018 14:35

Украине не найти инвестора для концессионной дороги Киев-Белая Церковь

"Укравтодор" в этом году принял Стратегию развития на 2018-2022 годы, в которой указано, что в Украине будет две концессионные дороги: Львов-Краковец и Киев-Белая Церковь. На этом работа по концессии фактически закончилась.

В Украине нет ни одной концессионной дороги, что не приемлемо для государства, которое стремится в Европейский Союз.

На сегодня нет ни долгосрочной стратегии, ни плана, как в Украине буду внедряться концессионные дороги, в какие годы. Указано только два запланированных объекта. Точка.

Комитет дорожного хозяйства Экспертного совета при МИУ предлагает "Укравтодору" и Мининфраструктуры в формате сотрудничества создать Стратегию развития концессионных дорог в Украине, с понятными для инвесторов перспективами пошагового развития дорожной инфраструктуры минимум на 10 лет вперед. Этот документ нужен концессионерам. Зачем?

Во-первых, концессионер должен понимать, куда он инвестирует свои средства, и какие дороги будут концессионными в будущем, либо какие дороги будут ремонтироваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Собственно, для инвестора должна быть понятна картина, что сегодня это будет отрезок, который через время преобразуется в транспортный коридор. Во-вторых, в Украине нет никаких измерений трафика на дорогах. Данных по трафику на дороге Киев-Одесса или Львов-Краковец у нас нет. Уверен, что таких данных нет и у "Укравтодора". Все потому, что в Украине нет таких измерительных приборов, а все данные, грубо говоря, "взяты с потолка", на глаз.

Есть одно исключение — еще в 2014 году "Укравтодор" в с. Капитановка (Киевская обл.) на дороге Киев-Чоп установил первую в Украине автоматизированную систему весового контроля и учета трафика. Насколько мне известно, то есть измерения трафика на этой дороге за 2014 год, но на этом пока все.

Чем грозит?

Дорога Киев-Одесса — одна из самых приоритетных для развития. Но, по моей информации, будет тяжело найти инвестора, который захочет вкладывать деньги в концессионную дорогу Киев-Белая Церковь, потому как не понятно, когда будет ремонтироваться остальная часть дороги, и какие гарантии. Почему? Дело в том, что инвестор должен посчитать свою прибыль, это должен быть привлекательный проект с точки зрения трафика, ведь инвестор окупает свои вложения за счет потребителя.

И если концессионер сделает дорогу, и по ней почти никто не будет ездить, то дорога не окупится, а государство за счет бюджета должно будет компенсировать концессионеру вложенные средства.

Потому перспективными для концессионера должны быть грузовые направления. Мировая практика показывает, что концессионные дороги создаются не для пассажирских перевозок, а для коммерческого транспорта.

Что нужно?

Нужна государственная стратегия с прописанными правилами игры и гарантиями на уровне правительства не менее чем на 10 лет вперед для инвесторов. По нашему мнению, для строительства концессионных дорог для начала необходимо сделать анализ трафика в Украине и после выбрать приоритетные дороги для концессионера. Просто выбрать два отрезка дорог и сделать параллельно концессионные дороги по ним — это заведомо проигрышных ход.

Кроме того, в Украине концессионные дороги в будущем должны стать частью международных коридоров и в перспективе 5-10 лет они должны строиться и расширяться. В идеале концессионная дорога за счет инвестора должна стать концессионным коридором.

Если говорить о законодательной базе, Рада приняла ЗУ "О концессиях" 6766 от 27.02.2018, закон хороший, но его недостаточно, потому как документ точечно решает основные проблемы по концессии. По моему мнению, нам еще предстоит большая работа по согласованию нормативной базы с европейским законодательством.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пристыдить "толстяка": как в Украине будут взвешивать грузовики

И еще. Для запуска концессии необходима стратегия. Но стратегия должна в себя включать и запуск всех элементов Интеллектуальных транспортных систем ITS. Это в первую очередь WIM для защиты дороги от разрушения фурами, контроль скорости и в финале tolling-плата за проезд. Я говорю о том, что стратегия должна быть правильно прописана, утверждена правительством и получить самый высокий уровень гарантии государства. Только после этого мы можем реально говорить о концессии в дорожной отрасли.

Источник

Читайте также