Улыбка Кобры: почему турецкие городские автобусы появились в Украине
3 января состоялся тендер на закупку 12 городских автобусов большой вместимости для ивано-франковского коммунального предприятия "Электроавтотранс". Не очень большие объемы закупки и цена, близкая к рыночной, вряд ли привлекли бы интерес общественности и медиа. Однако неожиданный победитель изменил ситуацию.
Победителем тендера признано ООО "Сучасні вантажівки" (Киев, входит в группу компаний АВТЭК), которое поставит автобусы Güleryüz Cobra GD 272 LF, произведенные в Турции. Güleryüz — дословно с турецкого "улыбающееся лицо" — крупный производитель общественного транспорта из города Бурса. Примечательно, что конкурентами этого предприятия были две компании, также предложившие турецкие автобусы — Isuzu Citiport.
Ни один из украинских производителей в тендер не заявился. Также среди потенциальных поставщиков не оказалось украинских дилеров белорусского МАЗа, который на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком городских автобусов большой вместимости на рынок Украины. dragon-chelny.ru решило разобраться в этой ситуации.
Фото: У турецких автобусов Güleryüz Cobra есть фан-страница в facebook
По процедуре
А КП "Электроавтотранс" ответили dragon-chelny.ru, что перед тем как объявлять тендер, предприятие провело исследование рынка предмета закупок, как это и требует процедура публичной закупки. С учетом уже имеющегося опыта эксплуатации автобусов украинского производства, было принято решение ориентироваться на технику с улучшенной комплектацией. В частности, с кондиционером салона, более мощным двигателем, более надежными элементами обшивки и т.д. Также в ивано-франковском предприятии отметили, что среди требований было "использование устойчивых к коррозии элементов кузова, которые также уменьшаю массу транспортного средства". Забегая вперед, отметим, что речь идет об алюминии, что один из потенциальных участников тендера отметил в жалобе, опубликованной в системе ProZorro.
В "Электроавтотрансе", который в прошлом году закупил несколько десятков автобусов "Богдан", отмечают, что в этот раз обратили внимание на львовские автобусы "Электрон". Также специалисты предприятия ознакомились с автобусом Isuzu Cityport, один экземпляр которого находится на территории ПАО "Черкасский Автобус". Также предприятие получило коммерческое предложение от группы компаний АВТЭК, в котором были описаны автобусы Güleryüz Cobra. "После этого была объявлена закупка. Все, что было далее можно отследить на сайте ProZorro", — сообщили dragon-chelny.ru в "Электроавтотрансе".
Национальный вопрос
Ни один из украинских производителей городских автобусов большой вместимости не принял участие в этом тендере. "Сейчас на этом рынке работают луцкий завод корпорации "Богдан" и черниговский "Эталон", недавно начавший производить автобусы на базе кузова своего троллейбуса "Барвинок". Также потенциальным участником мог быть "Электронтранс", автобусы которого несколько дороже", — рассказывает транспортный эксперт Александр Кава.
Но практически у всех украинских производителей есть сложности с выполнением имеющихся заказов. "Например, корпорация "Богдан" на несколько месяцев задержала поставку троллейбусов в Кременчуг. И по поставкам в Ивано-Франковск были задержки", — напоминает Кава.
Иван Черныш, специалист по городскому транспорту портала AllTransUA, добавляет, что в тендере прописаны сложные для выполнения сроки поставок — Ивано-Франковск хочет получить автобусы уже в марте. "Ни один завод так быстро не сделает технику. Это может быть только поставка со склада, либо досборка техники в высокой степени готовности. В теории они (украинские производители — dragon-chelny.ru) могли бы начать забрасывать жалобами этот тендер и затянуть его. Но, похоже, все понимают, что городу срочно нужна техника, а работы у заводов в принципе и так хватает. Поэтому ссориться друг с другом никто не хочет", — рассказал Иван Черныш.
dragon-chelny.ru отправило запросы в "Богдан", концерн "Электрон" и "УкрЕвроМАЗ" (официальный дилер белорусского производителя автобусов МАЗ в Украине). Но к моменту публикации статьи они не ответили.
Отметим, что именно представители "УкрЕвроМАЗ" активнее других пытались повлиять на проведение тендера в Ивано-Франковске. Компания подала жалобу, в которой говорится, что в условиях тендера установлены дискриминационные требования. "Ознакомившись с Тендерной документацией, мы установили, что в Технических требованиях Приложения 4 тендерной документации прописан детально автобус марки Güleryüz Cobra GD 272 LF, что полностью ограничивает конкуренцию и приводит к дискриминации участников". В первую очередь дилер МАЗа обратил внимание на высоту автобуса — не более 3100 мм, хотя по его мнению, высота большинства современных городских автобусов с кондиционером салона — 3150-3300 мм. Второй существенный момент — материал, из которого выполнены боковые панели кузова, двери салона и облицовка — упомянутый выше алюминий.
Также читайте: Как на заводе "Электрон" во Львове производят автобусы
Жалоба осталась без рассмотрения, так как постоянно действующая административная коллегия Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок установила, что были нарушены сроки, отведенные на рассмотрение таких вопросов.
В "Электроавтотрансе" достаточно спокойно отреагировали на вопрос dragon-chelny.ru о жалобе. "Каждый производитель защищает свой продукт и старается завоевать рынок. По нашему мнению, — это нормально. Но навязывать свои условия заказчику и считать только их приемлемыми — это не совсем корректно", — ответили dragon-chelny.ru на ивано-франковском предприятии.
Опрошенные транспортные эксперты отмечают, что подобные требования действительно ограничивают круг потенциальных участников тендеров.
"У Электрона 3150 мм с кондиционером. У Богдана 3180 мм без кондиционера. В теории они могли через АМКУ (Антимонопольный комитет Украины dragon-chelny.ru) это оспорить, но там есть еще второй пункт, по которому заводы не проходили, — сроки поставки. И тут все карты в руках города. Даже если бы через АМКУ их сдвинули скажем на конец лета, заводы все равно не успели бы сделать технику", — поясняет представитель портала AllTransUA Иван Черныш.
Поэтому если бы украинские производители принципиально добились бы победы в тендере, то после срыва сроков поставки могли бы получить штрафные санкции от города, который хотел одно, а получил другое.
Александр Кава подтверждает, что власти украинских городов в первую очередь ориентируются на свои собственные интересы, а не возможности "отечественного производителя". "Есть, так называемые "выборные циклы". Пока украинский завод выполнит заказ, турецкие или белорусские автобусы перевезут несколько десятков тысяч пассажиров. А это довольные избиратели", — поясняет Кава.
В тендере также не смогли участвовать белорусские МАЗы, что на первый взгляд может быть связано с тесными отношениями Республики Беларусь с Россией. Но в КП "Электроавтотранс" сообщили dragon-chelny.ru, что предприятие имеет контракт на поставку 29 троллейбусов БКМ из Республики Беларусь.
Цена и перспективы
Стоимость контракта — 65 млн 995,2 тыс. грн. (с НДС) или 5 млн 499,6 тыс. грн. за один автобус. Это несколько выше, чем типовой ценник на украинском рынке городских автобусов. "Минимальные цены, по которым покупалась техника, — это примерно 4,1 млн грн. за МАЗ-203, 4,3 млн грн. за Богдан А701, 4,7 млн грн. за Электрон А185. Однако автобусы будут оборудованы кондиционерами, поэтому сравнивать с минимальными ценами не совсем корректно", — говорит Иван Черныш.
Фото: автобусы "Богдан", полученные КП "Электроавтотранс" (Ивано-Франковск)
Пока не понятно, кто же сможет подхватит инициативу Ивано-Франковска, который после закупки и/или подписания контрактов на 42 автобуса (18 уже в депо) от разных производителей хочет взять паузу. "Мы бы хотели на этом пока что остановиться. Но это зависит не столько от нас, сколько от потребностей города и его возможностей", — говорят в КП "Электроавтотранс".
В АВТЭК не ответили о планах по дальнейшему продвижению турецких автобусов в Украине, сославшись, что это новый проект для группы.
Но с учетом того, что украинские города в последние годы наращивают закупки общественного транспорта большой вместимости, и что нас ожидают две большие предвыборные кампании, то у турецкого производителя есть шансы стать более заметным игроком в Украине.
Также читайте: Какими трамваями и троллейбусами пополнили свой парк украинские города
Специалист по городскому транспорту портала AllTransUA Иван Черныш говорит, что в 2018 году городские перевозчики заключили договора на 238 автобусов большой вместимости. Хотя в 2015-2016 гг за два года на маршруты городов вышли только 144 новых автобуса.
По данным AllTransUA в прошлом году было куплено:
- 100 автобусов МАЗ-203 и 50 Электрон А185 для Львова;
- 10 Электрон А185 для Ужгорода;
- 24 Богдан А701 для Ивано-Франковска;
- 50 МАЗ-203 для Запорожья;
- 3 газовых МАЗ-103 для Кривого Рога;
- 1 ЛАЗ A183F0 для Рубежного (Луганская обл.).
Но еще не все города получили заказанную технику.
Лидером по заключенным контрактам является белорусский МАЗ. Иван Черныш говорит, что основная проблема украинских предприятий в том, что они не имеют возможности работать на склад и начинают производить технику, имея на руках договор или даже уже получив аванс.
Это ведет к увеличению сроков между заключением договора и поставкой техники. Вплоть до одного года. А для городов очень важно получить технику как можно скорее.
"Поэтому города предпочитают работать с производителями, у которых либо есть техника на складе, либо запущен непрерывный производственный цикл, что позволяет выдать технику достаточно быстро. МАЗ имеет некоторую поддержку от государства, поэтому всегда делает технику наперед, а потом по факту продает", — рассказывает Иван Черныш. Поэтому у дилеров МАЗ всегда можно получить технику через несколько месяцев после заказа даже в больших объемах.
Александр Кава считает, что турецкие производители автобусов дают хорошее соотношение цена/качество. А благодаря высокому спросу на внутреннем рынке Турции, предприятия работают достаточно ритмично, что обеспечивает постоянную загрузку и возможность оперативно поставлять готовую технику и на другие рынки.
Украинские производители пока не готовы работать по по схожей схеме.