Услуга переноса номера: что нужно знать абонентам об MNP

17.10.2018 12:13

Услуга переноса номера: что нужно знать абонентам об MNP

Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации (НКРСИ) на заседании 16 октября определила срок начала внедрения в Украине услуги по переносу абонентских номеров (Mobile Number Portability, MNP). Услуга для украинских абонентов мобильной связи должна заработать 1 мая 2019 года. В комиссии уверяют, что сроки согласованы с операторами связи и всеми заинтересованными государственными органами. "Принятие решения является четким сигналом для руководства операторов мобильной связи и их материнских компаний относительно необратимости намерений государства по внедрению услуги", — подчеркивают в НКРСИ.

Что такое услуга переноса номера, кому она может понадобиться, как она будет работать и почему не заработала до сих пор? delo.ua подготовило памятку для абонентов.

Что такое MNP и кому он нужен?

Услуга переноса номера позволяет абоненту сохранить свой номер телефона (включая код оператора) после смены мобильного оператора. С помощью услуги абонент может поменять своего оператора, если его не устраивают тарифы или обслуживание, при этом не боясь, что он потеряет и связь с близкими или деловые контакты. С широким распространением социальных сетей и мессенджеров услуга все больше теряет свою привлекательность и актуальность, однако может быть полезна для людей, у которых номер мобильного телефона уже более 10-15 лет и которые принимают очень много входящих звонков.

Также она актуальна для представителей малого бизнеса, которые часто контактируют с клиентами посредством мобильного телефона, при этом хотят иметь возможность оптимизировать затраты на связь.

История вопроса

В мире услуга стала доступна для абонентов еще с конца 90-х годов прошлого века. Регуляторы разных стран вводили для мобильных операторов обязанность обеспечивать переносимость телефонных номеров по желанию абонента, таким образом желая укрепить конкуренцию на рынке.

В Украине история другая. Наряду с внедрением стандарта связи 3G, история внедрения MNP в нашей стране долгоиграющая и уже приближается к 10 годам. Так, закон, предусматривающий сохранение номера мобильных телефонов при смене оператора, был принят еще в 2010 году. Соответственно услуга должна была появиться в 2011. Однако тогда процесс подготовки к внедрению услуги затормозился из-за бюрократических причин. В частности, тогда был выбран администратор базы данных, однако тогда в комиссии заявляли, что он так и не успел в срок завершить все подготовительные работы.

Новый виток внедрения в Украине злосчастной услуги наступил в 2015 году, когда Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), определила Украинский государственный центр радиочастот (УГЦР) администратором централизованной базы данных, своего рода посредником между оператором-донором (от которого уходит абонент) и оператором-реципиентом (к которому абонент приходит). Однако процесс снова затормозился. Теперь уже на этапе выбора поставщика оборудования для ЦБД. УГЦР несколько раз объявлял тендеры, однако их результаты оспаривались в Антимонопольном комитете и в судах участниками, которые не были признаны победителями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Конкурс на услугу MNP отменен из-за отсутствия должного количества участников

В конце прошлого года НКРСИ создала экспертную группу для решения этого вопроса. Итогом ее работы и стало анонсирование даты запуска услуги в мае следующего года.

А что у операторов?

Из трех основных игроков рынка традиционно эту услугу активно лоббирует наименьший из них — lifecell. Его абонентская база составляет менее 10 млн абонентов, тогда как у двух конкурентов — Vodafone и "Киевстар" превышает 20 млн. При этом оба эти оператора в целом также положительно относятся к услуге и выражают готовность ее внедрять.

Как будет работать услуга?

УГЦР (администратор — ред.) должен будет создать централизованную базу данных, в которой будет храниться информация о перенесенных номерах. Далее все мобильные операторы должны будут создать свои локальные базы данных и подключить их к ЦБД. По решению регулятора эти процедуры должны быть закончены к 1 февраля следующего года. Кроме того, операторам нужно будет заключить договоры с администратором базы данных на обслуживание.

Когда администратор и мобильные операторы запустят возможность оказания услуги, абоненту, который захочет перейти к другому оператору и при этом сохранить свой номер нужно будет пройти несколько этапов для этого. Сначала ему нужно будет написать заявление оператору, у которого он хочет обслуживаться. Стоит помнить, что при этой процедуре будет происходить идентификация абонента, так как нужно будет предоставлять свои паспортные данные. Без этой идентификации в услуге абоненту будет отказано. Причина проста — более 90% украинцев получают услуги мобильной связи без заключения контракта, а для осуществления каких-либо операций с номером абонента нужно установить связь между ними.

Источник

Читайте также