Выносимая легкость компьютерного бытия: о комедии "Джуманджи: Новый уровень"
Необязательная поступь успеха
Два года тому комедия "Джуманджи: Зов джунглей" Джэйка Кэздана стартовала в украинском прокате 21 декабря, чтобы спустя одиннадцать недель завершить свой впечатляющий — и, стоит отметить, достаточно неожиданный — триумфальный поход, продав 1, 168 млн билетов на сумму 96 млн грн и став пятым билетным "миллионером" в новейшей истории украинского кинопроката. Мировые же кассовые сборы ленты составили — солидней некуда — 962 млн долл.
Неожиданность этого успеха, во многом, заключалась в необязательности картины. Ведь перезапуск семейного приключения Джо Джонстона "Джуманджи" средины 1990-х годов о волшебной настольной игре, которая "выходила" в реальный мир и бросала юных участников в приключения одно другого невероятней, кажется, никогда не был особо актуален и — сознательно — затребован аудиторией.
Кратко и по делу в Telegram
Из реальности — в компьютер, из себя — в персонажа
Пожалуй, именно эта необязательность и стала главным козырем картины 2017 года. Джейк Кэздан, не испытывая особого давления сторонников оригинала, существенно осовременил его. В ленте "Джуманджи: Зов джунглей" уже не мир фантазии входил в реальную жизнь, но герои (теперь не дети, но подростки) проникали в сконструированный схематичный мир компьютерной игры, "обживая" колоритных персонажей, чьи сильные и слабые стороны нисколько не соответствовали их особенностям и чертам характера.
Подобная "перестройка" основ картины привела к тому, что собственно приключенческий нерв уступил в ней место громко смеющейся комедии, основанной на эксплуатации показательного несоответствия между образами старшеклассников и их компьютерных версий в исполнении мускулистого, бритоголового, играющего бровью Дуэйна Джонсона, миниатюрного, но громко выразительного Кевина Харта, шарообразного бородача Джека Блэка и спортивной Карен Гиллан, козыряющей голым пупком.
Победа "само собой"
Указанные актеры с должным мастерством, выражающимся то в деликатности, то в эксцентричности, передавали нюансы взаимодействия реального и виртуального характеров. И все же, в основном, относительная глубина создаваемых ими образов проявлялась на фоне мелких, словно высохшая лужа, служебных персонажей игры с максимально урезанной функциональностью и обанкротившейся эмоциональной палитрой.
Еще одним важным итогом "компьютеризации" приключения стало максимальное упрощение тех вызовов, с которыми должны были справляться герои.
Они, безусловно, требовали от них усилий, рождая привлекательное зрелище, но ни разу не заставляли по настоящему сомневаться в их итоговом триумфе — победе "само собой". К тому же, каждый из героев получал по нескольку жизней и это право на ошибку позволяло легко смеяться даже над их — всегда живописной — смертью, ожидая, когда после нее они опять вернуться в игру.
Разгоняя велосипед
Об этих характерных деталях фильма "Джуманджи: Зов джунглей" нелишне упомянуть, поскольку они в полной мере отражают то, что происходит на экране и в картине Джейка Кэздана "Джуманджи: Новый уровень", ведь этот "новый уровень", заявленный в ее названии, нов лишь отчасти, как "новой" является картина, выполненная более яркими и насыщенными красками по размноженному на ксероксе шаблону.
"Джуманджи: новый уровень" предлагает небольшие вариации на заданную тему, усиливая достигнутые художественные (а вернее, развлекательные) эффекты, но принципиально не меняет ничего из достигнутого два года тому. Если в 2017-м режиссер хотя бы взаправду старался изобрести велосипед и научиться на нем ездить, то теперь он просто разгоняет его, летя на бешеной скорости вперед и не имея никакой возможности свернуть с проложенного пути.
Найденное предназначение
Потому что лента "Джуманджи: Новый уровень" в полной мере осознает свое предназначение. И находит смысл своего существования не столько на территории киноискусства, сколько в пространстве кино, как индустрии, жаждущей получить "гарантированный" (насколько это вообще возможно) финансовый успех.
Возможно, именно поэтому причина, по которой один из героев (за время, прошедшее между фильмами, из старшеклассника ставший студентом), решает опять вернуться в игру, запуская новый виток знакомых компьютерных приключений, выглядит не особо убедительной и даже — с учетом вторичности фильма — несколько лишней. Но ведь и правда, не упоминать же ему, что единственной причиной необдуманного поступка являются те впечатляющие суммы, которые жаждут заработать голливудские продюсеры благодаря новому фильму (его мировые сборы, к слову, уже составляют около $200 млн).
И стар и млад "Джуманджи" рад
Также, по не самой приятной традиции лент, являющихся продолжениями других очень успешных лент, "Джуманджи: Новый уровень" неохотно вводит в курс дела тех зрителей, которые еще не знакомы с героями и миром волшебной игры, предпочитая ориентироваться на "своих". Это делает менее острыми шутки, основанные на истории взаимоотношений героев и том факте, что в компьютерном мире им приходится "обживаться" внутри других персонажей.
Впрочем, по той же традиции "продолжающихся" фильмов, этот недостаток компенсирует появление новых героев, которые только начинаются разбираться в происходящем и для которых "бывалые" игроки проводят эмоциональный инструктаж. Этими новичками оказываются два пенсионера в исполнении Дэнни Де Вито и Дэнни Гловера, оттеняющие юношеский максимализм большинства своей акцентированной старческой неповоротливостью.
Смысл игры — в игре
Контрастное несоответствие между характерами ветеранов и образами компьютерных персонажей, в которых они обнаруживают себя, еще больше усиливает комический эффект ленты, становясь главным источником шуток, в том числе неожиданно тонко играющих на полутонах (к примеру, когда реплика, исполненная скорбного пессимизма, основанного на многолетней житейской мудрости, автоматически звучит с мускулистыми героическими интонациями призыва к действию).
Еще одним важным следствием участия в игре пенсионеров становится то, что для них именно игра, а не победа в ней, оказывается действительно важной, та неожиданная радость, которую игра приносит, открывая свои возможности, о которых они даже не подозревали. Благодаря же "роялям в кустах", которых в вымышленном мире расставлено предостаточно, этот вирус "игровой" радости распространяется и на остальных.
Развлечение навсегда
Таким образом небесталанная картина "Джуманджи: Новый уровень" все же действительно переходит на новый уровень — не связанный ни с оригинальностью (ее в ней немного), ни с кино, как искусством (о нем лучше не упоминать), но с кристально чистым развлечением, не знающим ни края, ни конца.
Приняв тот факт, что победа в игре, однажды уже достигнутая, больше не является фактором, подстегивающим зрительский интерес (сомневаться в ней ни разу не приходиться), Джейк Кэздан превращает фильм в коллекцию разномастных комедийных дивертисментов и зрелищных аттракционов, которые существуют практически сами по себе. И достигает в этом выдающегося успеха, делая "Джуманджи: Новый уровень" одной из главных развлекательных лент зимнего сезона.
Сергей Васильев для delo.ua